TY - JOUR TI - Мифы и стереотипы: несколько замечаний об истории образования в Царстве Польском в XIX в. (пер. c польского Я. Шумского) T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - история образования KW - Царство Польское KW - русификация KW - Варшавский университет AB - Иоанна Шиллер-Валицка - профессор Института истории науки Польской академии наук (Варшава, Польша). Адрес: al. Solidarności, 105, Warszawa, Polska. E-mail: j.schiller@onet.euАвтор считает, что некоторые широко распространенные представления об истории польской школы нуждаются в корректировке. Чрезмерным упрощением было бы считать, что в течение всего XIX в. образовательная система Польши подвергалась русификации. Перед Польским восстанием в январе 1863 г. образовательная система в государстве — если судить по языку преподавания и по этническому составу преподавательского корпуса — была абсолютно польской. Русификация началась только в 1870‑х. Правильней было бы говорить о русификациях, которые имели разные по глубине и продолжительности последствия, а в ряде периодов XIX в. данное явление отсутствовало. Рассматриваются особенности образовательной политики в Польше во времена Варшавского княжества (1807-1815) — построение слаженной и многоуровневой системы публичного образования, реализующей интересы всех сословий общества; в 1820‑е годы — усиление контроля над просвещением и клерикально-консервативные тенденции в содержании образования; в период между восстаниями 1830-1831 г. и 1861-1864 гг. — приведение системы образования на территории Царства Польского к единообразию с российской системой; возвращение к польскому характеру образования на волне так называемой послесевастопольской оттепели. Особое внимание уделяется 46-летней деятельности российского университета в Варшаве — институции, насажденной российскими властями сверху, но сумевшей выработать собственные университетские традиции и культурно-научные цели. AU - И. Шиллер-Валицка UR - https://archive_vo.hse.ru/2014--3/134617332.html PY - 2014 SP - 223-243 VL -